Полезное
Оцените нашу статью

«Слышать» означает лишь отдавать себе отчет в том, что раздается какой-либо звук: слушая, ребенок должен воспринимать и понимать информацию, содержащуюся в услышанном.

Умение слушать необходимо для нормального развития познания и речи.

Если ребенок будет постоянно слышать шум, визг, брань, он привыкнет «отключаться» при звуке голоса родителей.

Умению слушать и связанным с этим навыкам лучше всего обучать в контексте повседневной жизни по мере возникновения подходящих ситуаций.

Научиться слушать – дело долгое. Бесспорно, важно уметь слушать, что говорит учитель или родитель, однако жизненно важно и суметь вовремя услышать гудок автомобиля.



Наиболее значимы речевые звуки во всем множестве самых разных звуков. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

Чистота речи зависит от:

  • развития речевого слуха,
  • речевого внимания,
  • речевого дыхания,
  • голосового и речевого аппарата.

Без специальной «тренировки» каждого компонента нужный уровень развития часто не достигается. Строгая последовательность разнохарактерных упражнений и игр, сопровождаемых наглядностью, при речевой активности детей на занятиях будет способствовать как восприятию речи, так и ее фонетическому осмыслению к оформлению.



Трудности чтения проявляются в повторяющихся заменах букв, перестановках, пропусках и т.д. Ошибки чтения могут быть и у хорошего чтеца по причине утомления, отвлекаемости и т.д. Но эти ошибки не будут типичными, характерными, повторяющимися, а будут носить случайный характер.

В основе нарушений чтения и устной речи лежит несформированность фонематической системы.

На начальных этапах овладения чтением при недоразвитии фонетико-фонематической стороны речи у детей наблюдаются неточность и нестойкость речевых представлений и обобщений. Это затрудняет овладение звуковым анализом слова.

Избирательное неусвоение букв вызывается не слабостью удержания графических начертаний, усвоение которых оказывается нормальным, а несформированностью обобщения звуков. «Не буква как рисунок, носящий название соответствующего звука, а графема – графическое обозначение фонемы – составляет единицу чтения и письма». Если буква не соотносится с обобщенным звуком (фонемой), то ее усвоение будет носить механический характер.

Легко соотносятся с буквой звуки, которые точно воспринимаются и правильно произносятся детьми. Когда же звуки плохо различаются на слух, искаженно произносятся или заменяются в произношении другими, обобщенное представление о данном звуке носит нечеткий характер, а восприятие букв затрудняется. Не усвоение букв в этом случае обусловлено недостаточным уровнем развития фонематического восприятия.
Таким образом, если у детей затруднено образование фонематических представлений, то у них медленно формируются и представления о графеме.

Чрезвычайно затрудненным у таких детей оказывается и процесс слияния звуков в слоги. Для усвоения слитного чтения слогов ребенок должен соотнести букву только с определенным звуком, отдифференцировав данный звук от других. Кроме того, он должен иметь представление об обобщенном звучании данного звука. Слитному произношению слогов помогает смысловая догадка. Слияние звуков в слоге – это, прежде всего, произнесение их так, как они звучат в устной речи. Если у ребенка отсутствуют четкие представления о звуко-буквенном составе слова, то формирование обобщенных звукослоговых образов происходит с трудом.

При нарушениях чтения наблюдаются следующие группы ошибок.

  1. Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, 3-В и др.).
  2. Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочередно, ("бухштабируются", нанизываются одна на другую (Р, А, М, А)).
  3. Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлениях звуков, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов и д.р.
  4. Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдается расстройства технической стороны процесса чтения.
  5. Аграмматизмы при чтении. Эта группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов.